государственное учреждение здравоохранения
"Детская клиническая поликлиника № 15"

Центрального района г. Волгограда





ДЕТСКОЕ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 1
пр-кт им. В.И.Ленина, 30
Регистратура 23-10-75


ДЕТСКОЕ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 2
ул. им. Пархоменко, 19
Регистратура 37-89-04


КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ул. Советская, 6
Регистратура 38-04-15





Комитет здравоохранения
тел.30-99-99



ТФОМС Волгоградской области
тел.53-27-27









Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей.

Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.


Косвенные симптомы аутизма у малышей


Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.


Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.


Косвенные признаки аутизма:


1. Социальные:


• Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
• Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
• Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
• Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
• Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
• Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
• В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.


2. Трудности коммуникации


• Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
• Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
• Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
• Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
• Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
• Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
• Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.


3. Монотонность поведения


• Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
• Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
• Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
• Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
• Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);


Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:



• Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
• У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
• Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
• Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
• Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
• При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
• Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
• Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
• Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
• Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.


Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.


Где ребенок с аутизмом может получить специализированную медицинскую помощи?


ГКУЗ «ВОДКПБ» является единственным учреждением 2-ого уровня на территории Волгоградской области по оказанию специализированной квалифицированной психиатрической помощи пациентам с расстройствами аутистического спектра.


1. Амбулаторный этап по адресу: г. Волгоград, ул. Батальонная, 15.


Консультативно-диагностическая и лечебная помощь в диспансерном отделении ГКУЗ «ВОДКПБ».


2. Полустационарный этап по адресу: г. Волгоград, ул. Батальонная, 15.


Дневной стационар диспансерного отделения ГКУЗ «ВОДКПБ»


3. Стационарный этап по адресу: г. Волгоград, ул. им. Глазкова, 15.


Стационарная психиатрическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра, оказывается в отделениях с круглосуточным пребыванием.